Кинокритик Антон Долин: «Раньше Тарковский был героем анекдотов, а современной молодежи он нравится»

Премьерный показ отреставрированной картины Андрея Тарковского «Сталкер» (1979) состоялся в Минске, передает корреспондента агентства «Минск-Новости».

Работы по переводу фильма с пленки на цифру, а также восстановление изображения и звука проводил киноконцерн «Мосфильм». «Сталкера» в столице представил известный российский кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин.

Несмотря на то, что показ ретроспективный, а кино авторское, да еще и трехчасовое, на сеанс были раскуплены все билеты. Большинство зрителей – молодежь.

Несколько лет назад журнал «Искусство кино» запустил свою синематеку – с показами авторского кино и лекциями о них. — Я езжу по всей России, такие картины собирают полные залы. Лучше всего ходят именно на Тарковского. И это может показаться странным, ведь те, кто постарше, из анекдотов помнят: Тарковский — воплощение скучного и заумного режиссера. Выяснилось, что выросло поколение, возможно, даже не одно, которое никогда не видело его фильмов и этим людям забыли сообщить, что Тарковский – это скучно. Они смотрят, и им нравится. Фильм интересен, идет на ура, собирает полные залы, зрители уходят довольными. Это для нас стало открытием, — признается А. Долин.

— Фильм отреставрировали еще в 2016 году. Почему только сейчас доехал до Беларуси?

— Процесс шел постепенно. Сначала его показали на Венецианском фестивале, затем в США, в некоторых европейских странах. Потом рискнули и в России. «Мосфильм» не был уверен, что картину вообще кто-то станет смотреть у нас на большом экране. Это была проверка. Мы запустили его в прокат только после того, как увидели результаты по всему миру. Беларусь первая в СНГ, куда его привезли.

— Правда, что в Нью-Йорке «Сталкер» шел при полных залах?

— Там был огромный успех! Он даже обошел марвеловские блокбастеры, положил их на обе лопатки. По такому показателю, как количество зрителей и собранных денег на одну копию. В Венеции, да и во всей Италии, тоже встречали хорошо – там обожают Тарковского. Для жителей этой страны он сакральная фигура. Там зачарованы режиссером, им восхищаются, его уважают. Но не стоит забывать, что итальянцы воспитаны на авторском кино. У нас был только Тарковский, а у них — Пазолини, Висконти, Феллини, Росселлини… И эта культура, смотрения кино философского и медленного, у итальянцев в крови. Поэтому прием был совершенно восторженный.

— Что было сделано с фильмом с технической точки зрения?

— Кино с пленки перенесли на DSP. Очистили изображение, поработали над качеством звука. Все огрехи, царапины исчезли. И картина стала как новенькая. Правда, этому противятся некоторые луддиты, которые считают: настоящие фильмы должны быть только на пленке. Мол, оцифрованные копии – не true. Но нужно понимать, что у пленки тоже есть свой срок хранения.

— Появилось ли у картины с изменением контекста новое прочтение? Понятна ли она молодежи или все же устарела?

— Опыт проката позитивный. Мы сами не знали, как его воспримут, опасались, что для современной публики это туго, медленно и уныло. Но опасения не оправдались. Люди смотрели очень хорошо – им это было уместно и своевременно. Конечно, нового в фильме нет ничего, но присутствует эффект существования картины вне времени и контекста. Это чувствовалось уже тогда, когда он шел в советском прокате.

Отчасти «Сталкер» можно отнести к модному сегодня жанру постапокалипсис. Фильм рассказывает о герое, семья которого живет в бедности. Зарабатывает он тем, что водит нелегальные экспедиции в аномальную, возникшую после падения метеорита зону. Люди верят, что она исполняет самые заветные желания…

— «Сталкер» – пик, высшая точка в карьере Тарковского. Режиссер снял всего семь фильмов: пять на родине и два последних в эмиграции. «Сталкер» — последний, созданный дома. Картина сделана очень большими усилиями. Во время работы над ней Тарковский пережил инфаркт. Есть легенда о проклятье «Сталкера». Актеры, исполнившие главные роли, да и сам режиссер, ушли из жизни довольно молодыми. История этой картины драматическая. В основе сюжета – повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Сценарий переписывали пять раз и в итоге с литературным аналогом не осталось почти ничего общего – другой герой и финал. Картину снимали сразу несколько операторов. Пленки с первой версией исчезли. Сняли заново. В городе в Таджикистане, где изначально планировалось проводить съемки, случилось землетрясение. Населенный пункт был полностью разрушен. В итоге поехали в Эстонию, — рассказывает кинокритик.

По его мнению, в «Сталкере» много «другого» Тарковского, какого нет в других его работах. Например, много смешных реплик, хотя комедийное режиссеру не свойственно. Также это, вероятно, первый русский фильм, в котором использовано нецензурное слово. Оно заглушено, но хорошо читается по губам. Этот факт любит приводить Андрей Звягинцев, когда его обвиняют в том, что в его лентах много брани – мол, сам Тарковский ею не побрезговал.

— В СССР была одна трактовка «Сталкера», в 1990-х – другая, в наше время – третья. Не зря этот фильм был взят за основу для создания компьютерной игры. Думаю, Тарковский этому очень удивился бы, — считает А. Долин.